СРО: история возникновения и международный опыт саморегулирования

Европа и США уже давно познали преимущества саморегулирования. Практически любой вид деятельности, любой вид бизнеса в странах с развитой экономикой контролируется на уровне саморегулирования. Россия в этой сфере тоже не новичок. Наша страна знакома со СРО уже полтора века. Сейчас в России наиболее перспективные для саморегулирования сферы бизнеса — кадастровая, бухгалтерская, строительная и туристическая деятельность.

Исторически саморегулирование восходит к западноевропейским цехам, объединявших под собой работников одной профессии. Обычаи каждого цеха требовали от его членов определенных профессиональных знаний и умений, а также соблюдения профессиональных и этических норм.

Цех осуществлял разработку требований к профессиональной деятельности — регулирование и надзор за выполнением этих требований — контроль для того, чтобы никто не опозорил честь мастера или члена цеха перед клиентами. В то же время цех же и защищал права своих членов перед другими субъектами экономической деятельности. Практически те же самые функции, но только на несколько другом уровне, выполняют и современные СРО — саморегулируемые организации.

Современное определение саморегулирования звучит следующим образом. Саморегулирование — это легитимное регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, c четко регламентированным вмешательством государства.

В Законе “О саморегулируемых организациях” дается следующее определение: “СРО — это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида”.

Современное саморегулирование предполагает установление строгих правил игры участников рынка, включая и санкции за нарушение этих правил, и механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка. Все это в определенной степени ограничивает свободу экономических агентов — участников СРО. Но с другой стороны — правила игры и сами разрешения конфликтов и споров осуществляются самими участниками рынка, без прямого вмешательства государства, но под его присмотром.

Уникальность СРО состоит в том, что, с одной стороны, подобные организации фактически берут на себя государственное регулирование. Но в то же время их деятельность абсолютно не противоречит нормативам, созданным государством. На современном этапе развития экономики саморегулирование представляется наиболее совершенной моделью взаимоотношений производителей товаров и услуг и их потребителей. СРО производителей с одной стороны защищают интересы своих участников как на рынке, так и перед государством. В то же время СРО очень избирательно подходят к собственным членам. Ведь основной принцип современного СРО — материальная ответственность за каждого субъекта, входящего в него. А значит, число случайных, некомпетентных и непрофессиональных и попросту мошеннических компаний, предпринимателей и фирм в СРО будет сведено до минимума — СРО будет невыгодно принимать в свои ряды “темные и серые” бизнесы, неся за них солидарную материальную ответственность.

Государство в данном случае, просто лицензируя участников рынка, не имеет возможности постоянно контролировать их последующую деятельность.

Потребитель, вступая в деловые отношения с участником СРО, очевидно, выигрывает — любые ошибки, недочеты и недоделки поставщика и производителя на основании выставленного к члену иска могут быть компенсированы его СРО. В то время как государство-лицензиат перед потребителями практически никакой ответственности не несет, а значит, и компенсаций потребителю не выплачивает.

Первыми саморегулируемыми профессионалами стали врачи. Клятва Гиппократа — это реальный кодекс поведения и качества оказания услуг как предтеча современного СРО.

В исторической ретроспективе видно, что свое регулирование участники рынка строили без участия государства, без участия власти, институтов потребителей.

Еще в Средневековье ремесленники близких родственных профессий объединялись между собой, причем единственная нужда для такого ведения была прежде всего в том, чтобы договориться о неких стандартах деятельности. Говоря примитивно, чтобы гайка одного цеха находилась бы в одном стандарте с болтом другого цеховика и чтобы они могли их между собой сопрячь. Одновременно такой процесс, как обсуждение стандартов деятельности, привлекал, естественно, внимание и потребителей, поэтому и потребитель участвует в этом процессе, по крайней мере в тех случаях, когда вопрос касался безопасности или здоровья граждан.

Наиболее яркий и интересный пример современного зарубежного саморегулирования — это система регулирования рекламы в США. В начале века в перенасыщенной уже тогда различными товарами и услугами Америке зрело общественное недовольство качеством рекламы, ее неэтичностью и попросту недостоверностью. Граждане свободного государства все чаще говорили о том, насколько необходимо и важно навести порядок в сфере рекламы. Так, в 1906—1912 годах в США были созданы “комитеты бдительности”. Их задача заключалась в выявлении случаев недобросовестной с точки зрения потребителей и конкурентов рекламы и воздействие на рекламодателей и рекламораспространителей с целью улучшения качества рекламы. Комитеты хоть и создавались по инициативе “сверху”, были общественными, а не государственными организациями. Таким образом, бизнес сам совместно со СМИ включился в борьбу с неэтичной и неправдивой рекламной информацией. Комитеты проводили регулярный мониторинг рекламных сообщений. Разрабатывали кодексы честной рекламы, вели переговоры с рекламодателями с целью изменения рекламных сообщений, которые вызывали нарекания со стороны потребителей.

В результате долгой и кропотливой работы на сегодняшний день в Соединенных Штатах функционирует эффективная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. О результативности работы комитетов, которые сегодня называются “БББ” (Better Business Bureau), говорит хотя бы тот факт, что в США так и не было принято федеральное законодательство, регулирующее рекламу, за исключением рекламы продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака.

В связи с тем, что американское общество все чаще жалуется на недостоверность и неэтичность рекламы в сетях Интернет, власти предложили бизнес-сообществу самостоятельно урегулировать с потребителями и эти вопросы. Так, уже разработана концепция функционирования независимого бюро по контролю и регулированию деятельности рекламодателей и рекламопроизводителей в Интернете.

Практически весь малый и средний бизнес в странах Европы, США, Канады регулируется саморегулируемыми организациями. Кого ни возьмешь — стоматологов, акушеров, фармацевтов, производителей пива, фермеров, парикмахеров, — любой профессионал, любая даже микрофирма является членом того или иного отраслевого СРО. Поэтому местные потребители получают только качественный товар и сервис. Они едят штрудели, пьют действительно живое пиво и настоящий сок. И при этом ни в Европе, ни в США нет такого количества институтов сертификации и лицензирования, нет такого огромного штата чиновников, поставленных для контроля за выполнением правил и стандартов бизнеса, как в нашей стране.

В России в 1864 году принцип самоуправления был положен в основу такого правового института, как адвокатура и коллегия адвокатов. Еще прообразом саморегулируемой организации можно по праву считать созданную в 1870 г. Московскую биржу. Согласно уставу, на ее представительный орган — биржевой комитет — возлагалась защита интересов биржевого сообщества перед государственными и общественными организациями. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат, причем издавна.

В 90-х годах ХХ века о саморегулировании вспомнили, когда законодательно оформляли принципы деятельности и контроля за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также оценщиков. Тот же принцип заложен и в концепцию Федерального закона “Об инвестиционных фондах”, принятого в 2001 году. Новая история российских СРО пока ограничивается Законом “О саморегулируемых организациях”, вступившим в силу с 1 декабря 2007 года. Его суть: государство делится функциями контроля и отраслевого регулирования в пользу СРО, сохраняя при этом за собой функцию надзора за поведением участников рынка.

Полноценно модель СРО в нашей стране реализована пока только в двух видах деятельности: деятельности арбитражных управляющих и оценочной деятельности — именно в этих сферах установлено обязательное участие в СРО взамен лицензированию.

В одном из своих выступлений министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина перечислила наиболее перспективные для саморегулирования сферы бизнеса. Она назвала кадастровую, бухгалтерскую, строительную и туристическую деятельность. При этом бизнес-сообщество уже ратует за введение СРО в сельском хозяйстве, транспорте, связи, рыболовстве, страховании и даже оптовой и розничной торговле. Во многих регионах предприятия самых разных сфер бизнеса и существующие их объединения и союзы уже начинают примерять себя к роли СРО, разрабатывают проекты нормативов и правила саморегулирования. И теперь они ждут главного шага от исполнительной власти, который позволит им реально получить в установленном законе порядке статус СРО.

Источник: www.mk.ru

 

I. Актуальность и цели перехода к саморегулированию деятельности по управлению многоквартирными домами

Актуальность внесения в действующее жилищное законодательство представлений и понятий, определяющих принципы и практические аспекты применения механизмов саморегулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса в целом и управления многоквартирными домами, в частности, определяется следующими основаниями:

проведением в данной сфере глубоких преобразований, определившим появление большого количества управляющих компаний, активно работающих на рынке данных услуг и готовых предложить свой потенциал для решения профессиональных и отраслевых задач на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

отчетливо выраженном управленческом самоопределении состоявшихся управляющих компаний, выраженном в готовности принять участие в регулировании как собственных технологических процессов (в форме разработки и внедрения технических регламентов, национальных и специальных стандартов), так и деятельности на рынке данных услуг (в форме разработки единых правил оперирования на рынке и создания механизмов дополнительной ответственности, гарантирующих выполнение обязательств перед потребителями услуг);

необходимостью восстановления эффективной коммуникации в системе «власть» - «бизнес» - «потребитель», при которой для каждой из сторон ясным является партнер для диалога (в том числе и решения вопросов ответственности);

межотраслевым характером современных управленческих и эксплуатационных процессов в сфере ЖКХ России, определившим сложность их регулирования, проявляющуюся, в частности, в недостаточной эффективности ведомственного регулирования, и очевидную необходимость применения адекватных складывающейся ситуации управленческих механизмов;

необходимостью становления коррелированной с развитием рынка соответствующих видов услуг институциональной формы управления, ориентированной на преимущественное использование потенциала субъектов рынка.

Цели перехода к саморегулированию определяются тем, что в сфере управления многоквартирными домами существует насущная потребность дополнительного регулирования этой деятельности, вызванная пробелами в действующем законодательстве, его неполнотой, неопределенностью и противоречивостью.

Эта проблема может быть решена как путем повышения эффективности государственного регулирования, прежде всего совершенствования жилищного и смежного с ним законодательства, так и одновременным развитием саморегулирования в данной сфере.

Создание законодательных оснований и последующее практическое формирование системы саморегулируемых организаций, объединяющих на основе обязательного членства управляющие компании, позволяет обеспечить совместное регулирование данной сферы экономики государством и соответствующим профессиональным сообществом. При этом через принятие саморегулируемыми организациями соответствующих обязательных для своих членов правил и стандартов может быть эффективно решена задача определения и унификации содержания управления в данной сфере, взаимодействия управляющих компаний с собственниками квартир, ресурсоснабжающими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления. На их основе должна быть в конечном счете сформирована эффективная коммуникация «власть – бизнес – потребитель», обеспеченная законодательно закрепленными правами и обязанностями каждой из сторон.

Одновременно за счет конвенционально принятых правил и стандартов саморегулируемых организаций могут быть сформированы механизмы дополнительной имущественной ответственности саморегулируемых организаций за ущерб, причиненный потребителю их услуг либо третьим лицам (такие, как формирование компенсационных фондов саморегулируемых организаций, страхование ответственности, система мер дисциплинарного принуждения и т.п.).

II. Модель саморегулирования деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Общее описание модели саморегулирования.

В качестве основного организующего элемента механизма саморегулирования предполагается упорядочение допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к деятельности по управлению многоквартирными домами, основанное на системе аккредитации управляющих организаций и аккредитации в области оценки соответствия предоставляемых услуг. При этом может быть использован принцип вложенности процедуры аккредитации. Аккредитация управляющей организации осуществляется в результате экспертизы деятельности организации и на основании выполнения следующих условий: сертификации предоставляемых услуг; сертификации систем менеджмента качества; сертификации персонала, подтвержденных наличием соответствующих сертификатов соответствия.

Сертификация систем менеджмента качества и персонала управляющих организаций осуществляется самостоятельными системами обязательной и добровольной сертификации, включаемыми в реестр систем сертификации, допускаемых, через процедуру аккредитации в области оценки соответствия, к участию в процедуре аккредитации.

Возможное многообразие видов управляющих организаций (применительно к видам и количеству объектов управления, их особенностей и т.п.) приводит к необходимости проведения их классификации, т.е. отнесения к определенному статусу (типу и виду), применительно к которому могут быть предложены как соответствующие требования и критерии, так и разработаны соответствующие правила функционирования в системе связей и отношений управленческого процесса. Кроме того, аккредитация управляющих организаций, в результате которой осуществляется отнесение к тому или иному статусу, позволяет осуществить и ранжирование, т.е. определение места того или иного типа и вида управляющих организаций в кругу себе подобных.

Поскольку аккредитация осуществляется путем проверки соответствия управляющей организации, претендующей или имеющей соответствующий статус, требованиям и критериям, устанавливаемым СРО, то это означает, что в процессе аккредитации реализуются важный принцип объективности. Последнее обстоятельство дает возможность публичного представления результатов аккредитации и создания системы рейтингования организаций по существенным, как для профессиональных институтов, так и для потребителя показателям и критериям.

Приведенная выше принципиальная схема саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, основанная на механизме аккредитации, в дальнейшем должна быть дополнена как разработкой правил и стандартов деятельности предприятий различных типов и видов, так и созданием ряда необходимых инструментов саморегулирования – стандартов деятельности, правил работы с потребителями, третейского суда, страхового (компенсационного) фонда, дополнительных органов и подразделений и т.п.

В последующем, для перехода управляющих компаний к саморегулированию необходимо выполнение ряда конкретных организационных мероприятий, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Формирование организационных структур саморегулирования: создание некоммерческих организаций и специализированных органов управления процессами саморегулирования.

2. Разработка и принятие критериев и условий членства в саморегулируемой организации.

3. Разработка и внедрение системы аккредитации организаций и их ранжирования.

4. Создание механизмов имущественной ответственности саморегулируемой организации за неисполнение обязательств ее членами.

5. Разработка, принятие и реализация правил и стандартов саморегулируемой организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

2. Принципы деятельности, функции, права и обязанности саморегулируемых организаций

Саморегулируемые организации действуют на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также равноправия своих членов.

Основными функциями саморегулируемой организации являются:

разработка и принятие (утверждение) на основе действующего законодательства Российской Федерации обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правил и стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности;

контроль за соблюдением своими членами принятых организацией правил и стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности;

представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, потребителями их услуг, а также с иными юридическими лицами и гражданами;

обеспечение дополнительной имущественной ответственности своих членов за причинение вреда третьим лицам при осуществлении соответствующего вида деятельности;

обеспечение урегулирования споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, либо с участием членов саморегулируемой организации;

обеспечение информационной открытости деятельности своих членов.

Саморегулируемая организация вправе осуществлять также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.

Саморегулируемая организация вправе:

представлять интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, потребителями их услуг, а также с иными юридическими лицами и гражданами;

оспаривать в судебном порядке акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и действия (бездействие) этих органов, нарушающие права и законные интересы всех или части своих членов;

участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также государственных программ по ЖКХ;

направлять в органы государственной власти заключения по результатам проводимых ими независимых экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

вносить на рассмотрение органов государственной власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации государственной и муниципальной политики в области ЖКХ;

запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления статистическую, нормативно-техническую и иную информацию (документацию), необходимую для выполнения саморегулируемыми организациями возложенных на них функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

разрабатывать и утверждать требования к членству в саморегулируемой организации, правила и условия приема в члены саморегулируемой организации, устанавливать размеры членских и иных взносов и порядок их внесения.

Саморегулируемая организация обязана:

соблюдать требования законодательства Российской Федерации;

разрабатывать и принимать (утверждать) обязательные для членов организации правила и стандарты деятельности;

принимать в члены и исключать из членов саморегулируемой организации в порядке, установленном правилами и стандартами саморегулируемой организации;

осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований принятых организацией правил и стандартов деятельности;

применять меры дисциплинарной ответственности в отношении своих членов;

обеспечивать дополнительную имущественную ответственность своих членов перед потребителями их услуг и третьими лицами в порядке, предусмотренном, правилами и стандартами саморегулируемой организации;

вести реестр членов саморегулируемой организации и предоставлять информацию, содержащуюся в этом реестре, заинтересованным лицам;

обеспечивать проведение процедур урегулирования споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, либо с участием членов саморегулируемой организации;

организовывать информационное и методическое обеспечение своих членов.

 3. Условия членства в саморегулируемых организациях

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – лица), осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, обязаны являться членами саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов указанного вида деятельности.

Условия членства (обязательные требования к членам саморегулируемой организации, порядок приема и исключения из саморегулируемой организации) устанавливаются правилами и стандартами саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация обязана обеспечить информационную доступность этих условий (размещение их в сети Интернет или других средствах массовой информации).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере управления многоквартирными домами (далее – регулирующий орган) вправе устанавливать минимальные требования, которым должны соответствовать управляющие компании.

Саморегулируемая организация обязана вести реестр своих членов. Форма реестра и состав сведений, включаемых в него, порядок ведения реестра и порядок предоставления содержащейся в нем информации юридическим лицам и гражданам определяются регулирующим органом.

Правилами саморегулируемой организации могут быть предусмотрены условия и порядок участия в деятельности этой саморегулируемой организации и ее органов любых юридических лиц, предпринимательские, профессиональные или потребительские интересы которых отвечают целям и задачам таких саморегулируемых организаций.

Для оценки соответствия лица, желающего вступить в саморегулируемую организацию, требованиям и условиям, предъявляемым к членам данной саморегулируемой организации, саморегулируемая организация проводит проверку таких лиц. Правилами саморегулируемой организации должна быть предусмотрена также последующая периодическая проверка соответствия своих членов указанным требованиям.

Для проведения проверки саморегулируемая организация обязана иметь в своем составе постоянно действующий функционально специализированный орган, а также принять правила, определяющие исчерпывающие требования к членам данной саморегулируемой организации, срокам, процедуре проверки, а также периодичности и срокам повторного прохождения процедуры проверки.

Проверка соответствия требованиям, предъявляемым к членам саморегулируеомой организации, носит публичный характер, осуществляется путем экспертизы деятельности организации и заключается в объективной оценке соответствия лица требованиям и условиям, принятым саморегулируемой организацией и регулирующим органом для осуществления соответствующего вида (видов) деятельности.

Если по результатам проверки выявлено несоответствие лица требованиям, предусмотренным саморегулируемой организацией или регулирующим органом для лиц, выполняющих те или иные виды работ (услуг), саморегулируемая организация вправе установить для члена саморегулируемой организации ограничения на выполнение указанных видов работ (услуг). Сведения об этих ограничениях вносятся в реестр членов саморегулируемой организации.

4. Построение системы саморегулируемых организаций в России

Важной задачей при переходе к саморегулированию деятельности в сфере управления многоквартирными жилыми домами является конвенционно согласованные заинтересованными сторонами, прежде всего государством и бизнес-сообществом, выбор и формирование системы саморегулируемых организаций.

Существующий опыт саморегулирования различных сегментов рынка в России и за рубежом показывает, что такие системы могут быть различными: от существования множества необъединенных саморегулируемых организаций, действующих по экстерриториальному принципу, до жестко интегрированных вертикальных систем (например, адвокатура и нотариат).

Представляется, что применительно к предлагаемой модели саморегулирования в сфере управления многоквартирными жилыми домами наиболее оптимальной является двухуровневая система таких организаций:

На начальном (региональном уровне) создаются саморегулируемые организации, объединяющие управляющие компании (организации), осуществляющие свою деятельность в пределах территорий (городов, районов, поселений и т.п.), входящих в субъект (субъекты) Российской Федерации.

Заинтересованное юридическое лицо по своему усмотрению выбирает членство в той или иной саморегулируемой организации (в зависимости от уровня требований к членам, содержания правил и стандартов, размеров взносов, условий страхования и других предпочтений).

Указанные саморегулируемые организации в силу требований законодательства (предлагаемых поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации) объединяются (на основе обязательного требования) в соответствующую ассоциацию (союз, национальный совет, национальную палату и т.п.) саморегулируемых организаций федерального уровня.

Ее главными задачами представляются:

координация деятельности саморегулируемых организаций низового уровня;

принятие на федеральном уровне обязательных для всех саморегулируемых организаций правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности;

представление интересов саморегулируемых организаций во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Наиболее оптимальным является обязательное членство в указанном объединении саморегулируемых организаций. Вместе с тем, возможен и более гибкий подход, выражающийся в создании объективных условий, заставляющих вступать в организацию федерального уровня (например, преференции со стороны государства, рекомендации потребительского сообщества и т.п.) при отсутствии условий обязательного членства.

Следует иметь также в виду, что одним из принятых механизмов обеспечения влияния государства на деятельность саморегулируемых организаций является участие представителей органов государственной власти в деятельности органов управления саморегулируемой организации (например, в коллегиальном органе управления СРО). Такая практика может быть использована при формировании системы саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными жилыми домами.

Кроме того, законодательство не должно содержать запретов на добровольное формирование саморегулируемыми организациями объединений иных уровней, коррелированных с административно-территориальным делением Российской Федерации (субъектов Российской Федерации, городов, областей, краев, федеральных округов и т.п.).

5. Реализация модели перехода к саморегулированию в сфере управления многоквартирными жилыми домами

Основным принципиальным моментом перехода к саморегулированию в сфере управления многоквартирными домами представляется ориентация на последовательность становления указанного института саморегулирования в комплексе жилищно-коммунального хозяйства России. Это выражается в том, что из известных моделей саморегулирования за основу принята модель совместно государственного и общественно-профессионального со-регулирования. Сохранение за государством важнейших регулятивных и надзорных функций, в сочетании с дополнительными механизмами саморегулирования (такими как профессиональное и объективное регулирование допуска на рынок соответствующих услуг, принятие саморегулируемыми организациями на себя дополнительной ответственности перед потребителями услуг, создание системы финансовых гарантий, механизмов внутренних нормативных и правовых средств урегулирования конфликтных ситуаций), гарантируют последовательность и контролируемость перехода комплекса ЖКХ к саморегулированию.

Для эффективного перехода к новой модели регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо создание соответствующих правовых оснований, прежде всего принятие поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые определили бы правовые основы саморегулирования в данной сфере и создали возможности последующего распространения данной модели управления на комплекс жилищно-коммунального хозяйства в целом.

Суть предлагаемых изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации состоит во введении в его текст представления о саморегулируемых организациях как о полноценном субъекте жилищных отношений с отдельными полномочиями по осуществлению регулирования профессиональной деятельности основных участников процессов в этой сфере. При этом механизмы саморегулирования вводятся параллельно с действующими механизмами государственного регулирования, оставляя возможность органам государственного управления «подстраховать» отрасль на переходном этапе становления саморегулирования от «ошибок роста».

Отдельной главой представлены основные принципы построения саморегулируемых организаций, главные механизмы, которые должны быть реализованы в контексте саморегулирования, определены механизмы унификации правил и стандартов деятельности саморегулируемых организаций на территории Российской Федерации, представлен порядок государственной регистрации саморегулируемых организаций и основные принципы взаимодействия саморегулируемых организаций с органами государственного управления.

В частности, законопроектом предлагается, без ослабления функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ, дополнить их саморегулированием деятельности профессиональных сообществ управляющих недвижимостью, возложив на саморегулируемые организации обеспечение ответственности за действия своих членов перед потребителями.

В предлагаемой модели условием допуска на рынок услуг в сфере управления многоквартирными домами является обязательное членство в саморегулируемой организации, которая определяет общие критерии, которым должен отвечать участник этой деятельности. При этом минимальные из этих критериев могут быть закреплены нормативно.

Предлагаемая законодательная конструкция устраняет некоторую опасность монополизации рынка услуг ЖКХ при переходе к саморегулированию. В то же время, концепция законопроекта исходит из того, что саморегулируемых организаций на данном рынке будет достаточно ограниченное количество, что позволит обеспечить как необходимый государственный надзор за их деятельностью, так и эффективное взаимодействие с ними государственных органов и потребителей.

Саморегулируемые организации на основе действующего законодательства устанавливают обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности и контролируют их исполнение.

Обязательным условием членства в саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами является страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам, а также за неисполнение договорных обязательств перед потребителями услуг.

Наряду со страхованием законопроектом предлагается дополнительный механизм обеспечения ответственности в виде компенсационных фондов саморегулируемых организаций, в формировании которых (в денежной форме) участвуют все члены СРО и которые используются для возмещения ущерба в тех случаях, когда он не покрывается страховыми выплатами.

Законопроект также содержит положения об информационной открытости саморегулируемых организаций, нормы, обеспечивающие их эффективное взаимодействие с органами государственной власти всех уровней, а также государственный надзор.

Принятие указанных выше изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации позволит резко повысить управляемость жилищно-коммунальным комплексом России и эффективность его деятельности, обеспечить реализацию концепции частно-государственного партнерства в сфере ЖКХ, сформировать еще один важный институт гражданского общества в виде саморегулируемых организаций управляющих многоквартирными домами.

Внедрение предлагаемой модели саморегулирования профессиональной деятельности является также важным условием реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», ускорения формирования в Российской Федерации современного, отвечающего требованиям ВТО и другим международным стандартам, рынка услуг в жилищно-коммунальной сфере.